Печать

 

Фотография. От камеры-обскура до цифрового Эльдорадо.

 

Наскальные рисунки

Люди всегда мечтали «остановить мгновенье», наши далекие предки сидя в пещерах рисовали на стенах сцены охоты и долгими голодными зимами воспоминания о былой добыче согревало их не хуже чем костер. Их инструментами были угли от костра, кровь убитого животного, а холстом своды пещер и стены скал. Несмотря на всю скудность инструментария и сложности передачи посредством него деталей картины отличались выразительностью и отличной передачей динамики охоты.

 

Шло время и среди любителей наскальной живописи начали выделяться более талантливые и умелые «рисовальщики» их освобождали от прочих работ и стали именовать художниками. По прошествии тысячелетий угли и кровь животных сменились на карандаш и краски, что привело к очень натуралистичной передачи картинки и всё бы хорошо, если бы не несколько серьёзных но. Художественными способностями обладали немногие, а запечатлеть важные моменты нужно было каждому, художников на всех не хватало, да и время написания одной картины «кадра» было весьма продолжительным.

 

 

 

Альгазен

Камера Обскура

Человечество не могло смириться с таким положением вещей, но до эпохи научно-технической революции было ещё далеко и вся надежда оставалась на пытливый ум чудаков, ученых и изобретателей, которых, впрочем за этот пытливый ум любили предавать изощренным издевательствам, то на костре сожгут, то на бочку с порохом посадят – «пущай полетает». Арабский ученый X-го века Альгазен, изучая принципы только зарождающейся оптики обратил внимание, что в темном помещении изображение приходящее через маленькое отверстие в стене проецируется в перевёрнутом виде на стену, пусть оно весьма нечёткое и размытое, но это был первый «прототип» объектива.

 

 

 

В начале XVIII-го века немецкий физик  Иоганн Гейнрих Шульце провел ряд экспериментов по подбору химических составов, изменяющих свой цвет под воздействием солнечного света и произвел опыты по прецированию простых предметов на эти составы. Первая же полноценная фотография была сделана французом Жозефом Нисефором Ньепсом в 1822 году, но к сожалению, не сохранилось до наших дней.(что неудивительно, ведь её не оцифровали своевременно :- ). Самым старым фотографическим изображением, дошедшим до наших дней стал снимок «Вид из окна» полученный Ньепсом в 1826 году при помощи камеры-обскуры и оловянной «фотопластинки» в качестве светочувствительного покрытия которой выступал тонкий слой асфальта. Примечательно, что время экспозиции этого снимка равнялось восьми часам !

Первая фотография - Вид из окна

 

 

 

Затем на пути становления зарождающейся фотографии были такие ученые и изобретатели как Жак Дагер, Уильям Генри Фокс Тальбот, Эркюль Флоранс, Уильям Гершель, Иоганн фон Медлер и многие другие. К началу XX-го века в арсенале человечества была уже вполне сложившиеся фотографическая отрасль, включающая в себя даже цветную фотографию, примечательно, что по ряду качественных параметров цветные фотопластинки начала века даже превосходили пленочную фотографию конца века.

 

 

 

«Законодателем мод» фотографии в первой трети века были небезызвестные братья Люмьер запатентовавшие и производившие фотопластины «Автохром». Наряду с фотопластинами наростающими темпами применялась фотопленка в рулонах, их наиболее активными производителями были Kodak и Leica. В 1925 году компания Leica выпускает первую массовую плёночную фотокамеру LeicaI под 35-мм плёнку.

Leica

 

 

 

Стандарт  фотоплёнки типа 135 которая была так популярна почти до конца XX-го века был предложен фирмой Kodak в 1934 году. Наряду с ней до конца 60-х годов активно применялась среднеформатная фотоплёнка типа 120. В послевоенный период  было создано множество отечественных фотокамер которые снискали славу недорогих, добротных и надёжных устройств. Широчайший ассортимент фотоаппаратуры разделился на три больших класса:

Простые шкальные аппараты начального уровня.

 

Вилия

Смена

 

 

Дальномерные камеры.

 

 

Зоркий

Фэд

 

 

 

Зеркальные фотокамеры.

 

Киев

Зенит

 

Фотодело стало серьезной отраслью со своими заводами по производству реактивов и фотобумаги, фотостудиями, студиями по проявке и печати плёнок. Без использования фотоаппаратуры стали немыслимы криминалистика, космические исследования, медицина. Фотография стала одним из самых массовых в истории хобби с многомиллионной армией фотолюбителей. Домашние фотолаборатории стали привычным явлением. Фотоувеличитель, красный фонарь, кюветы с реактивами, фотобачки, устройства для сушки и глянцевания фотографий и многое другое. Процесс получения фотографии с момента нажатия на спуск фотоаппарата до получения готовой фотографии был продолжительным, требовал серьёзных навыков, сопряжен был с риском потери нужных кадров. Исправить эту ситуацию решил Эдвин Герберт Лэнд который являясь владельцем фирмы «Polaroid» предложил для широкого использовании фотоаппарат мгновенной печати Polaroid.

polaroid

 

Первые цифровые фотоаппараты

Первый цифровой фотоаппарат

Технология была революционная, но выявилось и слишком много минусов. Фотоматериалы для данных камер были очень дороги, а фотографии, получаемые на данном аппарате оказались гораздо более склонными к старению, нежели произведенные  классическим образом.

         Настоящая революция в фотоделе произошла с появлением цифровых фотокамер и хотя первые представители этого семейства обладали низким разрешением, шумными матрицами, да и вообще расценивались продвинутыми фотографами как дорогие и бесполезные игрушки, прозорливые люди увидели их огромный потенциал и перспективы развития.

 

По прошествию одного десятилетия «цифра» заработала признание даже в среде профессиональных фотографов, лишь очень не многие маргиналы остаются верным фотопленке, отслужив верой и правдой несколько десятилетий фотопленка уходит в историю и её единственный шанс получить вторую жизнь – это попасть на оцифровку в лабораторию Цифруем.ру  Справедливости ради, стоит отметить, что одно из основных достоинств цифровой фотографии – возможность делать огромное количество кадров и хранить их, породило проблему, которой не было у пользователей плёночных фотоаппаратов. Ответственность и скрупулезность, с которой подходил к постановке кадра «плёночный» фотограф редко встречается у «цифровиков», в результате жесткие диски захламляются посредственными кадрами, которые удалить жалко, но и назвать полноценной фотографией язык не поворачивается. Параллельно с цифровыми фотоаппаратами развивалась и отрасль устройств вывода цифровых фотографий на фотобумагу. Динамика развития цветных принтеров значительно ниже, чем у самих фотоаппаратов, но имеющиеся на рынке предложения могут удовлетворить любого потребителя. Устройства для фотопечати разделились на три основных группы – лазерные цветные принтеры.

Лазерный принтер

 

сублимационный принтер

сублимационный принтер

сублимационные компактные, позиционируются как переносные устройства для оперативной распечатки фотографий, преимущественно, без использования компьютера, расходные материалы для этих принтеров достаточно дороги, кроме того, размер фотографии не очень большой.

 

и безусловные лидеры фотопечати струйные цветные принтеры. Очень дешевые расходные материалы и сами печатающие устройства наряду с очень высоким качеством печати. 

струйный принтер

 

мыльница

fullframe

Что же касается цифровых аппаратов, то их современный ассортимент начинается с недорогих компактных 30$   камер и камер мобильных телефонов и заканчивается дорогими профессиональными fullframe камерами за 4000$ и выше… Нет предела совершенству… Их отличия заключаются не столько в "популярных" мегапикселях, сколько в качестве и размере светочувствительной матрицы, мощности цифрового процессора, качестве оптики, возможности подключения дополнительных внешних устройств.

 

Хотелось бы немного остановиться и на устройствах для перевода фотоплёнок, слайдов и бумажных фотографий в цифровой вид, а именно на сканерах. Ситуация с этими аппаратами чем-то напоминает ситуацию с принтерами, три большие группы устройств – барабанные сканеры, очень дорогие устройства обеспечивающие высочайшее качество сканирования и удаление царапин и повреждений при помощи специального геля

 

Барабанный сканер

 

пленочные сканеры удобные и компактные устройства для сканирования фотоплёнок, обеспечивающие высокое качество скана ( в последнее время появилось множество очень недорогих китайских устройств пленочного сканирования, при цене в разы меньшей чем у брендовых устройств, эти аппараты, к сожалению, обеспечивают пропорциональное цене ухудшение качества.)

 

ну и по аналогии со струйными принтерами самыми массовыми устройствами сканирования являются планшетные сканеры со слайд модулями. Их выбор огромен от простейших устройств за 50$, которые лишь номинально умеют сканировать фотоплёнки, а на самом деле им нельзя доверить даже сканирование фотокарточек из-за плохой цветопередачи, фокусировки и низкой оптической плотности до полупрофессиональных агрегатов таких корифеев как Epson, Canonи HP в ценовой категории 400-1000$,

Планшетный сканер

Планшетный сканер

Планшетный сканер

 

обеспечивающих не только высочайшее качество сканирования, но и мощные программно-аппаратные меры по улучшению качества сканируемого оригинала, удаления пыли и небольших царапин методом двойного сканирования в ИК лучах и последующей программной обработки. Вот пример оцифровки сделанной с довольно "плохого" кадра полупрофессиональным сканером без обработки и после включения режима обработки кадра, особенно впечатляет возможность удаления инородных предметов с фотопленки .

 

мост

кроп

кроп

 

Подведем итоги. За неполные 200 лет фотография совершила головокружительный скачок качества и возможностей, что же нас ждёт впереди? Вероятно с еще большим увеличением разрешающей способности матриц, повышения их чувствительности начнет становление объёмная голографическая фотография, но как это будет реализовано в железе? Поживём-увидим… 

 

 

 

 

cifruem.ru 2011 СПб

 

 

 
счетчик посещений